ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России
Меню раздела

  Памятка по оформлению отчета БЭ
  Памятка по представлению ИМП, ЛВ, ОХЛП, ПТ при ПРС
  Обзор изменений Правил регистрации и экспертизы ЕАЭС
  Особенности обращения ЛС в случае дефектуры
Объявления

Новости

Особенности обращения ЛС в случае дефектуры

Основные требования к проведению экспертизы лекарственных средств, предусмотренные требованиями постановлений Правительства РФ

от 05.04.2022 № 593 и от 23.03.2022 № 440

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 593 «Об особенностях обращения лекарственных средств для медицинского применения в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера» (далее – Постановление 593, вступило в силу 11.04.2022) и Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2022 № 440 «Об утверждении особенностей внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера» (далее – Постановление 440, вступило в силу 24.03.2022) включают в себя ряд положений, касающихся проведения экспертизы и регистрации лекарственных средств.

Рассмотрим основные требования к проведению экспертизы лекарственных средств, изложенные в данных нормативных правовых актах.

Вышеуказанные постановления Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями ч. 8 ст. 13 и ч. 10 ст. 30 Федерального закона от 12.04.2022 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» установили особый порядок регуляторных процедур в сфере обращения лекарственных средств. Срок действия постановлений ограничен 31.12.2022.

Положения нормативной правовой базы ЕАЭС не применимы к лекарственным средствам в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.

Дефектура или риск возникновения дефектуры лекарственных препаратов с указанием наименований (международных непатентованных, или химических, или группировочных), их форм, дозировок, наличие терапевтических аналогов и в иных случаях обращения лекарственных препаратов определяются межведомственной комиссией, положение о которой и состав утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - межведомственная комиссия). Решение межведомственной комиссии оформляется заключением, форма которого также утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В состав межведомственной комиссии включаются представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (рис. 1).

Рисунок 1. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие требования к проведению экспертизы лекарственных средств

 

Исчерпывающий перечень документов для регистрации установлен п. 4 раздела II Постановления 593.

Проверка полноты, комплектности, достоверности и правильности оформления документов, представленных в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, осуществляется Минздравом России.

Пунктами 5 – 9 установлены особенности предоставления документов для отдельных видов ЛП, а именно:

«…5. При регистрации воспроизведенных лекарственных препаратов допускается представление в разделе доклинической документации, предусмотренной подпунктом "с" пункта 4 настоящего документа, вместо отчетов о результатах собственных доклинических исследований лекарственного средства обзора научных работ о результатах доклинических исследований оригинального (референтного) лекарственного препарата.

6. При регистрации воспроизведенных лекарственных препаратов в виде твердых пероральных лекарственных форм немедленного высвобождения допускается представление в разделе клинической документации, предусмотренной подпунктом "т" пункта 4 настоящего документа, результатов исследований биоэквивалентности, проведенных в Российской Федерации, полученных в условиях in vivo, с приложением отчета о валидации биоаналитического метода.

Для I класса биофармацевтической системы классификации препаратов при подтверждении сопоставимой кинетики растворения референтному препарату допускается биовейвер с представлением в составе регистрационного досье в том числе следующих документов:

– обоснование отнесения действующего вещества к I классу по биофармацевтической системе классификации;

– аналитический отчет о проведении теста сравнительной кинетики растворения in vitro, включая протокол исследования, сведения об исследуемых сериях и сериях сравнения, подробное описание экспериментальных условий, результаты валидации использованных методов, индивидуальные и средние значения, а также соответствующие обобщающие статистики.

7. При государственной регистрации воспроизведенного лекарственного препарата для медицинского применения допустимо представление обзора научных работ о результатах клинических исследований вместо отчета о результатах собственных клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, которые:

– предназначены для парентерального (подкожного, внутримышечного, внутривенного, внутриглазного, внутриполостного, внутрисуставного, внутрикоронарного) введения и представляют собой водные растворы;

– представляют собой растворы для перорального применения;

– произведены в форме порошков или лиофилизатов для приготовления растворов;

– являются газами;

– являются ушными или глазными лекарственными препаратами, произведенными в форме водных растворов;

– предназначены для местного применения и приготовлены в форме водных растворов;

– представляют собой водные растворы для использования в форме ингаляций с помощью небулайзера или в качестве назальных спреев, применяемых с помощью сходных устройств.

Если составы вспомогательных веществ различаются, заявитель должен представить доказательства того, что используемые в таких концентрациях вспомогательные вещества не влияют на безопасность и (или) эффективность лекарственного препарата для медицинского применения.

8. При регистрации биоаналогичных лекарственных препаратов требуется представление результатов собственных клинических исследований со сравнительной оценкой фармакокинетических, фармакодинамических показателей, иммуногенности, безопасности и эффективности.

Допускается представление в разделе клинической документации, предусмотренной подпунктом "т" пункта 4 настоящего документа, сводного краткого отчета (по итогам II и (или) III фазы исследования) об имеющихся на момент подачи заявления о государственной регистрации биоаналогичного лекарственного препарата результатах изучения фармакокинетических, фармакодинамических показателей, эффективности, безопасности и иммуногенности лекарственного препарата в рамках клинических исследований, содержащего всю доступную информацию о физических, химических, фармацевтических, фармакологических, токсикологических, фармакокинетических, метаболических и клинических свойствах лекарственного препарата.

Необходимо представить результаты собственных сравнительных доклинических исследований, подтверждающих аналогичность физико-химических и функциональных свойств референтному препарату.

9. При государственной регистрации орфанного лекарственного препарата для формирования раздела клинической документации, предусмотренного подпунктом "т" пункта 4 настоящего документа, в регистрационном досье представляются отчеты о результатах клинических исследований орфанного лекарственного препарата, имеющиеся на момент подачи заявления о государственной регистрации, в том числе выполненных за пределами Российской Федерации, в соответствии с правилами надлежащей клинической практики, включающие:

– отчеты об исследованиях биодоступности;

– отчеты о фармакокинетических исследованиях;

– отчеты о фармакодинамических исследованиях;

– отчеты о клинических исследованиях эффективности и безопасности.» (рис. 2).

 

 

Рисунок 2. Особенности государственной регистрации ЛП

 

В рамках принятия решения регулятор вправе установить при необходимости одно или несколько следующих условий:

а) введение ограничений по применению лекарственного препарата для его безопасного применения;

б) обязательность проведения пострегистрационных клинических исследований, результаты которых являются основанием для оценки отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата при подтверждении его государственной регистрации;

в) требования к маркировке лекарственного препарата;

г) представление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, в том числе с использованием сайтов в сети "Интернет" и мобильных приложений, сообщений о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных и непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственного препарата, об особенностях его взаимодействия с другими лекарственными препаратами, индивидуальной непереносимости, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека или влияющих на изменение отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, выявленных на всех этапах обращения (рис. 3).

 

Рисунок 3. Возможные пострегистрационные обязательства

 

Общий срок проведения экспертизы при регистрации ЛП составляет 50 рабочих дней. Срок, отводимый на предоставление образцов, не включается в общий срок экспертизы.

Обратите внимание: запрос направляется заявителю напрямую с электронной подписью генерального директора. Ответ предоставляется посредством личного кабинета в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня получения.

При непредоставлении ответа в установленный срок готовится заключение комиссии экспертов (рис. 4).

 

Рисунок 4. Сроки проведения экспертизы при регистрации ЛП

 

Постановление 593 устанавливает особенности внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на включенную в государственный реестр лекарственных средств фармацевтическую субстанцию, произведенную для реализации, в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.

Внесение изменений в документы, содержащиеся в регистрационных досье на включенные в государственный реестр лекарственных средств фармацевтические субстанции, произведенные для реализации, в отношении которых межведомственной комиссией установлена дефектура или риск возникновений дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, осуществляется:

а) без проведения экспертизы качества лекарственных средств в следующих случаях:

– замена и (или) добавление производителей и (или) поставщика исходных и вспомогательных материалов и (или) таких же исходных и вспомогательных материалов, используемых в процессе производства фармацевтической субстанции (реактивы, промежуточные продукты, культуральные среды и их компоненты, фильтры, сорбенты, расходные материалы, мешки, шланги, иное);

– замена и (или) добавление производителей и (или) поставщика оборудования и (или) аналогичного оборудования, используемого в процессе производства фармацевтической субстанции, а также изменения в процессе производства, связанные с использованием альтернативного оборудования;

– замена и (или) добавление производителей и (или) поставщика аналогичных стандартных образцов, аттестованных в соответствии с государственной фармакопеей, реактивов, материалов, оборудования, используемых в процессах аналитического контроля полупродуктов фармацевтической субстанции, а также изменение аналитических методик, связанных с включением, изменением или добавлением альтернативных материалов, реактивов, оборудования и стандартных образцов, используемых в аналитических методиках;

– изменение размера серии (включая диапазоны размера серии) фармацевтической субстанции;

– изменение какой-либо составляющей упаковки (упаковочного материала);

б) с проведением экспертизы качества лекарственных средств в следующих случаях:

– замена и (или) добавление производителей вспомогательных веществ и (или) таких же вспомогательных веществ, входящих в состав фармацевтической субстанции. Сопоставимость качества предлагаемых к включению вспомогательных веществ и ранее утвержденных должна быть изучена заявителем на основании показателей подлинности и (или) чистоты;

– замена и (или) добавление производителей первичной упаковки фармацевтической субстанции;

– замена и (или) добавление одного или нескольких участников процесса производства фармацевтической субстанции (мест осуществления производства);

– изменение и (или) добавление показателей качества, методов определения показателей качества и (или) добавление (удаление) альтернативного метода определения качества (рис. 5).

 

Рисунок 5. Особенности экспертизы при внесении изменений в регистрационное досье на включенную в ГРЛС фармацевтическую субстанцию

 

Рассмотрим сроки экспертизы при внесении изменений в регистрационное досье фармсубстанции, предназначенной для реализации.

Общий срок экспертизы составляет 15 рабочих дней. Срок, отводимый на предоставление образцов, не включается в общий срок экспертизы.

Предусмотрено изъятие:

Срок проведения экспертизы качества включенной в государственный реестр лекарственных средств фармацевтической субстанции, произведенной для реализации, полученной из крови, плазмы крови человека или животных (за исключением цельной крови), определяется длительностью проведения испытаний в соответствии с методиками, предусмотренными нормативной документацией, включенной в государственный реестр лекарственных средств фармацевтической субстанции, произведенной для реализации, и может быть продлен.

Обратите внимание: запрос направляется заявителю напрямую с электронной подписью генерального директора. Ответ предоставляется посредством личного кабинета в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня получения.

При непредоставлении ответа в установленный срок, готовится заключение комиссии экспертов (рис. 6).

 

Рисунок 6. Сроки выполнения экспертизы при внесении изменений в регистрационное досье фармсубстанции, предназначенной для реализации

 

Рассмотрим сроки при подтверждении государственной регистрации ЛП, отнесенного к дефектуре или риску ее возникновения.

Общий срок экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску составляет 10 рабочих дней.

Обратите внимание: запрос направляется заявителю напрямую с электронной подписью генерального директора. Ответ предоставляется посредством личного кабинета в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения.

При непредоставлении ответа в установленный срок, готовится заключение комиссии экспертов (рис. 7).

 

Рисунок 7. Особенности экспертизы при подтверждении государственной регистрации ЛП, отнесенного к дефектуре или риску ее возникновения

 

Внесение изменений в документы, содержащиеся в регистрационных досье, в отношении которых межведомственной комиссией установлена дефектура или риск возникновения дефектуры, осуществляется в следующих случаях:

а) без проведения экспертизы качества лекарственных препаратов:

– замена и (или) добавление производителей и (или) поставщика исходных и вспомогательных материалов и (или) таких же исходных и вспомогательных материалов, используемых в процессе производства фармацевтической субстанции или лекарственного препарата (реактивы, промежуточные продукты, культуральные среды и их компоненты, фильтры, сорбенты, расходные материалы, мешки, шланги и др.);

– замена и (или) добавление производителей и (или) поставщика оборудования и (или) аналогичного оборудования, используемого в процессе производства фармацевтической субстанции или лекарственного препарата, а также изменения в процессе производства, связанные с использованием альтернативного оборудования;

– замена и (или) добавление производителей и (или) поставщика стандартных образцов и (или) аналогичных стандартных образцов, аттестованных в соответствии с государственной фармакопеей, реактивов, материалов, оборудования, используемых в процессах аналитического контроля полупродуктов, фармацевтической субстанции или лекарственного препарата, а также изменение аналитических методик, связанных с включением, изменением или добавлением альтернативных материалов, реактивов, оборудования и стандартных образцов, используемых в аналитических методиках;

– замена и (или) добавление производителей первичной упаковки фармацевтической субстанции;

– изменение размера серии (включая диапазоны размера серии) лекарственного препарата или фармацевтической субстанции;

– изменение какой-либо составляющей упаковки (упаковочного материала);

– замена и (или) добавление производителя фармацевтической субстанции (включая изменение площадки этапа производства фармацевтической субстанции) при условии, что такая фармацевтическая субстанция включена в государственный реестр лекарственных средств;

б) с проведением экспертизы качества лекарственных препаратов:

– замена и (или) добавление производителей вспомогательных веществ и (или) таких же вспомогательных веществ, входящих в состав фармацевтической субстанции или лекарственного препарата. Сопоставимость качества предлагаемых к включению вспомогательных веществ и ранее утвержденных вспомогательных веществ должна быть изучена держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата или уполномоченным им другим юридическим лицом (далее - заявитель) на основании показателей подлинности и (или) чистоты;

– замена и (или) добавление производителей первичной упаковки лекарственного препарата;

– замена и (или) добавление производителя фармацевтической субстанции (включая изменение места производства фармацевтической субстанции) при условии, что информация о такой фармацевтической субстанции не содержится в государственном реестре лекарственных средств;

– замена и (или) добавление одного или нескольких участников процесса производства лекарственного препарата (мест осуществления производства);

– изменение и (или) добавление показателей качества, методов определения показателей качества и (или) добавление (удаление) альтернативного метода определения качества (рис. 8).

 

Рисунок 8. Особенности экспертизы при внесении изменений в регистрационное досье на ЛП

 

Рассмотрим сроки экспертизы при внесении изменений в регистрационное досье ЛП.

Общий срок экспертизы составляет 15 рабочих дней. Срок, отводимый на предоставление образцов, не включается в общий срок экспертизы.

Предусмотрено изъятие:

Срок проведения экспертизы качества лекарственных препаратов, полученных из крови, плазмы крови человека или животных (за исключением цельной крови), биотехнологических лекарственных препаратов или генотерапевтических лекарственных препаратов, определяется длительностью проведения испытаний, предусмотренных методиками, включенными в нормативную документацию на лекарственный препарат, и может быть продлен.

Запрос направляется заявителю напрямую с электронной подписью генерального директора. Ответ предоставляется посредством личного кабинета в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня получения.

При непредоставлении ответа в установленный срок, готовится заключение комиссии экспертов (рис. 9).

Рисунок 9. Особенности экспертизы при внесении изменений в регистрационное досье на ЛП, отнесенный к дефектуре

Файлы для загрузки:
Скачать презентацию (Документ Adobe Reader, 3956 Кб)





© 2012-  ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.